Как и кто ликвидирует разгерметизацию ГБО (метан, пропан-бутан).
Разгерметизация ГБО (метан, пропан-бутан) и способы их устранения.
Сообщений 1 страница 30 из 43
Поделиться220-01-2011 09:20:26
Из опыта.
Прибыли - горит деревянная веранда частного дома. Огонь по всей площади веранды.
Стволами от АЦ сбили пламя. Слышно сильное шипение. Видим в углу пропановый баллон.
Чё делать? Отходить или вытаскивать баллон? Так как были уже в 3-4 м. от баллона решили вытаскивать.
Один хватает за дно, другой за вентиль, стараясь рукой в краге закрыть отверстие (вентиль заклинило). Вытащили на подветренную сторону.
Рядом речушка. Туда его и бросили, а он гад не тонет. Стал как поплавок и шипит - гад! Так и шипел пока газ не кончился.
А вообще в пропановых баллонах при пожаре часто прогорает какая-то плавкая вставка в вентиле. Возможно это предусмотрено специально, что-бы он не взорвался?
Был случай когда пришлось ликвидировать течь газа из железнодорожной цистерны. Шипело в районе горловины, но запорная арматура была накрыта металическим колпаком и опечатана металическим тросиком. Нужно срезать трос, но есть опасность воспламенения газа от искры. Развернули ствол от АЦ и держали линию под давлением. Два человека поднялись на цистерну после отключения контактной сети и аккуратно перекусили трос ручными кусачками. Под колпаком оказалось три вентиля: красный зелёный и синий (как в кино когда нужно перерезать нужный провод на бомбе))). Затянули шипевший вентиль и цистерна пошла в пункт назначения.
Может так?
В некоторых случаях изолировать опасный участок слоем ВМП.
Все оборудование использующееся в загазованной зоне, в том числе средства связи и освещения, должно быть искробезопасным.
В опасной зоне должно находиться минимальное количество людей в защитной одежде (наверно в ТК и в зависимости от ситуации в аппаратах).
Во всех случаях при проведении робот в опасной зоне нужно держать ствол под давлением и ствольшика в готовности.
Интересно если трос и инструмент облить маслом это уменьшит возможность искрообразования или нет?
Что ещё?
Поделиться320-01-2011 14:59:25
А вообще в пропановых баллонах при пожаре часто прогорает какая-то плавкая вставка в вентиле. Возможно это предусмотрено специально, что-бы он не взорвался?
Шайтан, это не всегда. Если баллон большой, 40-литровый, там вставки нет, а шипел потому что прогорело (скорее всего) резиновое кольцо-уплотнитель.
Вставка есть только в баллонах специально предназначенных для установки в плиты (они низкие такие и с ручками по бокам). Похожи на большие кеги пивные. к ним редуктор через клапан подсоединяется. В тех есть. Но на пожаре пластик плавится и лупит струя газа, который загорается и получается как струя огня из огнемёта. Жуткая вещь в закрытом пространстве.
Когда-то тушили пожар в одном шахтёрском городке, горели сараи. Так струя пламени из погреба сарая была выше 5-ти этажного дома
Поделиться420-01-2011 15:03:44
Интересно если трос и инструмент облить маслом это уменьшит возможность искрообразования или нет?
Конечно уменьшит. И так сказано в ПБ. Только не в нашей а Правилах безопасности работ в шахтах опасных по газу и пыли.
Только не масло, а консистентная смазка (литол, солидол, ЦИАТИМ 204 и т.д.). Если надо что-то забить (чёпик в дыру например) - лупить надо медным молотком (медь по железу не даёт искр).
Поделиться520-01-2011 15:06:22
Как и кто ликвидирует разгерметизацию ГБО (метан, пропан-бутан).
Вызывайте по номеру 104 Аварийную газовую службу, у них и приборы есть и специнструмент и опыт (сын ошибок трудных). Вы ж в пробода голыми руками не лезете, РЭСовцев ждёте? А тут чего ж?
Поделиться620-01-2011 16:37:31
Только не масло, а консистентная смазка (литол, солидол, ЦИАТИМ 204 и т.д.). Если надо что-то забить (чёпик в дыру например) - лупить надо медным молотком (медь по железу не даёт искр).
Лучше для таких целей иметь силиконовую смазку. Ибо если попадётся кислородный баллон (например сварочный аппарат), то с маслом или солидолом происходит очень сильный взрыв.
Поделиться720-01-2011 17:34:02
Вызывайте по номеру 104 Аварийную газовую службу, у них и приборы есть и специнструмент и опыт (сын ошибок трудных). Вы ж в пробода голыми руками не лезете, РЭСовцев ждёте? А тут чего ж?
РЭС приезжает только на свои объекты. Точно также 104 приедет только на проблемы с газопроводом.
Поделиться820-01-2011 17:39:23
Точно также 104 приедет только на проблемы с газопроводом.
Значит у вас в гарнизоне хреново налажено взаемодействие с городскими службами ЦЗ. У нас без всяких проблем приезжают. Кстати служба 104 газопроводами не занимается. Газопроводами занимается Межрайгаз и Приднепровские газотранспортные системы. Но и эти никогда не отказывали... Их наши техногенщики так дрючат, что они нас как огня боятся
Поделиться920-01-2011 17:45:55
Ибо если попадётся кислородный баллон
Темя про ГАЗОбалонные установки МЕТАН и ПРОПАН-БУТАН!!!
Кислородные баллоны синего цвета, и тяжёлые, про них и базару нет, хотя там тоже своя специфика
Поделиться1020-01-2011 18:34:41
Кислородные баллоны синего цвета, и тяжёлые, про них и базару нет, хотя там тоже своя специфика
Я к тому, что если уж иметь для такого дела смазку, то универсальную для всех случаев, а не думать в запарке, какую из имеющихся применить.
Поделиться1120-01-2011 18:38:07
то универсальную для всех случаев, а не думать в запарке, какую из имеющихся применить.
Я к тому что ПО нехрен вообще к этим балона лезть. Есть специально атестованые, обученные и проинструктированные люди из ДАРСа, у них и смазка, и опыт, они перекрыли, мы потушили.
Поделиться1220-01-2011 20:30:43
Как и кто ликвидирует разгерметизацию ГБО (метан, пропан-бутан).
В порядке обсуждения:
====
Если горение в подкапотном пространстве (разгерметизация в районе патрубков низкого давления), багажник не деформирован и сильно не нагрет - можно предположить, что ГБУ условно исправна (баллон герметичен, и с исправной запорной арматурой). Соответственно вскрытие багажника и попытка перекрытия вентиля может быть успешной, при относительно низкой опасности.
Если разгерметизация в виде трещины в баллоне (баллон виден, или есть явные признаки из закрытого отсека), горения нет - смысла туда лезть нету никакого. Ибо возможности по устранению таких видов разгерметизации в данном случае отсутствуют. В случае неисправной запорной арматуры (видны погнутости и т.п.) - то же самое.
Если герметичный баллон находится в огне (виден) - возможности тоже ограничены (сбивание пламени и охлаждение баллона, с большого расстояния из-за укрытия, с максимальной защитой ЛС).
Для баллона в закрытом багажнике (не виден), и горении там же - пока мыслей нет.
Горящему негерметичному лучше дать выгореть. Сбивать пламя особого смысла нет. То же касается нарушения герметичности патрубков высокого давления между метановыми баллонами.
====
Вообще, блин, есть же институт, который должен вырабатывать методики безопасного эффективного воздействия на подобные ситуации. Чем они занимаются? Машины с ГБУ уже лет 10 ездят...
Поделиться1320-01-2011 21:42:29
Машины с ГБУ уже лет 10 ездят...
больше. Это массовость из-за подорожание бензина 10 лет как пошла. А в Горловке на метане машины ещё в 80-х годах катались.
Поделиться1423-01-2011 10:32:12
ызывайте по номеру 104 Аварийную газовую службу
Служба 104 никакого отношения к ГБО не имеет, у них и допусков нет.
Поделиться1523-01-2011 10:37:24
Согласно правилам к ГБУ допускаются люди обученyые и с допусками, аварийных служб как таковых нет и данные аварии решаются нашими службами, не как их решать нигде не написано. В Киеве в САРЗе подготовленные только для накладки бандажей на цистерны, а как ликвидировать утечки запорной арматуры.
Поделиться1623-01-2011 14:19:46
straus написал(а):ызывайте по номеру 104 Аварийную газовую службу
Служба 104 никакого отношения к ГБО не имеет, у них и допусков нет.
Упс. Это не я писал. Наоборот, я говорю, что 104 пошлёт на...
Поделиться1723-01-2011 20:55:03
104 пошлёт на...
И они правы на все 1000%
Поделиться1823-01-2011 20:56:19
Железный Гелий написал(а):
Вызывайте по номеру 104 Аварийную газовую службу, у них и приборы есть и специнструмент и опыт (сын ошибок трудных). Вы ж в пробода голыми руками не лезете, РЭСовцев ждёте? А тут чего ж?
Какие приборы какой опыт???
Поделиться1923-01-2011 21:32:06
Кстати служба 104 газопроводами не занимается. Газопроводами занимается Межрайгаз и Приднепровские газотранспортные системы.
Я по обывательски написал "газопровод", на самом деле конечно имелся ввиду не магистральный газопровод, а ГРС (газовая распределительная сеть). А у магистральных газопроводов своя обслуживающая организация, и своя аварийная служба.
А вот по поводу газовых баллонов с пропаном и ГБУ - даже не знаю. В Киеве баллонами занимается "Киевпропангаз", но они занимаются только заправкой и ремонтом баллонов. И аварийной службы своей у них нет. Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что аварийных служб/бригад по баллонам и ГБУ не существует в природе. И опыта серьёзного наверное ни у кого пока нет. А значит кто-то должен начинать...
Поделиться2023-01-2011 21:35:31
Какие приборы какой опыт???
Кстати да. Приборы аварийки 104 реагируют на метан и похожие газы, и не показывают пропан, бутан, изобутан и подобные, даже в большой концентрации. И ихняя оснастка для заделки ГРС совершенно неприменима к ГБУ.
Поделиться2123-01-2011 23:07:48
А значит кто-то должен начинать...
Не мы так это точно!!!
Поделиться2224-01-2011 16:52:28
И ихняя оснастка для заделки ГРС совершенно неприменима к ГБУ
Можно подумать что истечения газа из ГБУ часами дляться.... Ну посвистел баллон минут 5-10... Если сразу не шарахнул, убрать его от людей подальше и пусть пылится. Всё равно пока вы до специальных газовых служб дозвонитесь, пока вталдычите что нам от них надо, пока они приедут, думаю уже всё само расосётся. Не взорвалось сразу - и ладно. Вытащили на солнышко, остудили, отволокли подальше от очага горения в подетренную сторону, крантик отвернули, давление скинули, и концы в воду.
Поделиться2325-01-2011 01:01:19
Ну можно прикинуть. Допустим общая ёмкость баллонов с метаном 400 литров, давление 200 атмосфер. При сбросе до атмосферного давления (1 атм) объём станет больше в 200 раз, то есть 400х200=80,000 литров (или 80 кубометров) по метану. При пересчёте в стандартную метановую взрывоопасную смесь (9.5% метана) получается 842 кубометра взрывчатой смеси. Нормально так.
Для пропана 16х84=1344 литра (или 1.4 кубометра) по пропану. При утечке 0.2 литра секунду газа при атмосферном давлении (средняя утечка) вся ёмкость баллона выйдет наружу за 6720 секунд или 112 минут (почти 2 часа).
Вот такой интересный расчёт получается.
Поделиться2425-01-2011 01:55:17
Вот такой интересный расчёт получается.
Ваш расчёт в корне неверен, коллега... Точнее верен для идеальных условий. А почему вы решили, что баллоны сообщаются между собой? и утечка из них будет происходить изо-всех сразу (или последовательно)?
Во вторых, метан легче воздуха, и поэтому сразу возносится к небесам, поэтому "взрывоопасная концентрация" может возникнуть только в закрытом пространстве (гараже например) Я как дипломированный горный инженер со всей ответственностью могу Вам сказать, что метан взрывается при концентрации от 4 до 16%. Просто при 8-9,5% сила взрыва достигает максимальной силы. Поэтому если идёт струя её лучше сразу пожечь и пусть выгорает.
С пропаном, конечно сложнее, он тяжелее воздуха, но и тут не всё так плохо. Если разгерметизация случилась в гараже, лучше оттуда вытеснить кислород. Можно его заменить углекислым газом из углекислотных огнетушителей. Или выхлопом дизелей.
Поделиться2525-01-2011 10:11:28
Ваш расчёт в корне неверен, коллега... Точнее верен для идеальных условий.
В пожарной охране всё расчитывается по наихудщему варианту. На всякий пожарный ))). Поэтому расчёты следует считать правильными.
Можно его заменить углекислым газом из углекислотных огнетушителей. Или выхлопом дизелей.
А как насчёт воздушно-механической пены средней или высокой кратности? Для нас это актуальнее.
Поделиться2625-01-2011 14:07:36
А почему вы решили, что баллоны сообщаются между собой? и утечка из них будет происходить изо-всех сразу (или последовательно)?
В силу конструкции метановых ГБУ. Там каждый отдельный баллон не имеет своего вентиля. Бывает общий вентиль на все, или по вентилю на группу из 4 баллонов.
Поделиться2725-01-2011 14:15:23
При пересчёте в стандартную метановую взрывоопасную смесь (9.5% метана) получается 842 кубометра взрывчатой смеси.
Кстати, несколько дней назад в Киеве взорвался газ в квартире. Так вот там по прикидкам было от 15 до 50 кубометров смеси. Теперь два подъёзда отселяют, несущая стена отошла на 10 см. А теперь прикинем 840 кубов в каком-нибудь туннельчике. Ужос...
Поделиться2825-01-2011 15:04:42
Кстати, несколько дней назад в Киеве взорвался газ в квартире
Был я на этом ЧП, чуть-чуть поработали, если бы это был панельный дом все было бы намного страшнее.Но газ был это точно.
Поделиться2926-01-2011 10:17:46
А как насчёт воздушно-механической пены средней или высокой кратности? Для нас это актуальнее
Или пеной тоже. Просто я на это специальный акцент не делал, это как само собой... Вообще то не знаю как ПО с газом взаимодейтсвует.
А теперь прикинем 840 кубов в каком-нибудь туннельчике. Ужос...
Зачем прикидывать? Почитай про взрывы метана на угольных шахтах. 50-70 человек "300-х" - это как норма.
Там и 8000 -40 000 кубов бахает
Поделиться3026-01-2011 13:55:56
Если разгерметизация в виде трещины в баллоне (баллон виден, или есть явные признаки из закрытого отсека), горения нет - смысла туда лезть нету никакого. Ибо возможности по устранению таких видов разгерметизации в данном случае отсутствуют. В случае неисправной запорной арматуры (видны погнутости и т.п.) - то же самое.
Когда то нас консультировали специалисты, устанавливающие и обслуживающие такие установки. Они нас успокоили тем, что обьяснили, метан и метановые смеси, используемые в наших авто, выходя из повреждённой системы, так быстро испаряются, что влага конденсируясь, сразу же замораживает все места утечек, и герметизирует повреждённые места. И париться этим нет смысла. Метановые смеси легче воздуха и быстро развеиваются на открытом пространстве.
Отредактировано Paramedic112 (26-01-2011 15:31:44)