О причинах использования вертолетов в Москве:Мегаполисы, подобные Москве, характеризуются наличием большого скопления автомобилей на магистралях города при недостаточном количестве транспортных развязок, что, как известно, ведет к возникновению пробок, причем, не только в часы пик. Отсутствие полноценных проездов и мест для размещения специальной пожарной техники препятствуют своевременному прибытию подразделений Пожарной охраны к месту пожара и делают невозможной организацию работ по тушению пожара и спасению людей. Вы еще удивляетесь почему они тушат промзоны и бараки вертолетами? Не было не только соответствующих зданий (высоток) не было такого колличества транспорта плюс застройка непонятная плюс расстояния!
Применение авиационных средств, для борьбы с пожарами и эвакуации привлекательно, в первую очередь, по причине высокой оперативности. Тут просматривается прямая аналогия со скорой медицинской помощью, где существует "Правило золотого часа". Ущерб от воздействия огня, с начала возгорания, увеличивается не в прямой, а в геометрической прогрессии, поэтому использование авиационных средств выгодно, несмотря на более высокую стоимость. Все то же о чем я писал!
Что касается СБРОСА все не однозначно:На вооружении пожарных Москвы стоят три пожарных вертолета, с помощью которых, как заявляется, можно проводить пожарные и спасательные работы. На деле же, этим вертолётам под силу лишь тушение открытых очагов горения с помощью подвесных емкостей, перевозимых на внешней подвеске. Более того, действуя таким традиционным способом - сбрасывая воду на крышу здания, можно причинить ущерб больший, чем нанесёт сам пожар (происходящий в одной из квартир).
Проводя анализ различных характеристик вертолётов и средств пожаротушения, можно сделать выводы, что максимальной эффективностью будет обладать специализированный противопожарный вертолёт, с дополнительными эвакуационно - спасательными функциями. Т.е. необходим универсальный противопожарно-спасательный вертолёт, способный тушить различные виды пожаров (что до сих пор не реализовано нигде, ни с одним типом вертолёта). Авиационное подразделение, оснащённое такими машинами, сможет обеспечивать пожарную и общественную безопасность в мегаполисе. А в случае необходимости, в летний период привлекаться для тушения лесных пожаров вне города.
Однако городское пожаротушение имеет свои особенности и обычным сбросом тушащей жидкости на горящее здание обойтись невозможно.
Идея установки водяной пушки на вертолёт привлекает возможностью тушения точечных источников огня и экономным расходом тушащего вещества. Очень уж прельщает возможность зависнуть и пустить водяную струю в окно горящей квартиры. Но и не только! Зависнуть рядом с источником открытого огня и заливать его навесной направленной струёй - куда экономичнее, и безопаснее. Но это - в теории. На практике - всё куда сложнее.
После пожара Останкинской телебашни, на ОАО "Камов" для тушения пожаров в высотных зданиях, разрабатывалось несколько вариантов систем горизонтального пожаротушения. К сожалению, они так и не были доведены до серийного производства.
Голландская компания IFEX разработала вододисперсную установку, которая размещается на различных типах вертолетов, в частности, на AS350 (Eurocopter) и K-MAX (Kaman). Эффективная "стрельба" ведется импульсами водяной пыли на расстояние от 10 до 40 м. Производитель заявляет, что система может пополняться из окрестных водоемов на режиме висения. Недостатком данного устройства является малый запас воды и время "перезарядки", составляющее 2-3 секунды. А поскольку при ликвидации масштабных очагов горения важен разовый массовый выброс тушащего вещества, то её использование достаточно ограничено.
На вертолёте S-64F "Helitanker" так же может устанавливаться горизонтальная водяная пушка, управляемая в вертикальной плоскости. Её использование ограничено дальностью стрельбы, а так же стоимостью и громоздкостью самого носителя.
На вертолётном заводе ФГУП "КумАПП" в Кумертау, для вертолёта Ка-32, была разработана горизонтальная телескопическая водяная пушка. Установленная на вертолёт она способна посылать струю воды на расстояние около 40 метров. Экспериментальный вертолёт Ка-32А оснащённый баком "Simplex", вертикальной и горизонтальной водяными пушками, осуществлял боевое дежурство в Санкт Петербурге, во время празднования 300 - летия города. Первый серийный вертолёт Ка-32А с такой водяной пушкой был поставлен в Южную Корею в ноябре 2005 года.
Хотя пушки тоже не панацея. Пожарными Санкт Петербурга (где мало высотных домов, но огромная загруженность улиц) было высказано пожелание иметь вертолёт с возможностью перевозки пожарного десантного расчёта, интегрированным баком и сбрасываемыми пожарными рукавами. Методика тушения подразумевала несколько этапов:
зависание над крышей здания,
спуск по тросам десантников,
сброс пожарных рукавов, наращивая которые, пожарные могли дотянуться до горящей квартиры,
запуск помпы и подачу из бака тушащей жидкости.
Это моменты затронутые в нашей дискуссии дальше читайте статью http://www.airwar.ru/other/article/megapolis.html Статья 9го года.