Сразу укажем, что о каком опыте Европы идет речь — не совсем понятно. В Латвии на случай, когда нужна «грубая полувоенная сила», есть формирование Zemessardze — аналог национальной гвардии, не подчиненный МВД, а являющийся самостоятельным формированием. Остальными чрезвычайными ситуациями ведает Государственная пожарно-спасательная служба Valsts ugunsdzesibas un glabsanas dienests которая отвечает за тушение пожаров, проведение спасательных работ, а также оказание помощи в различных чрезвычайных ситуациях. Такая же пожарно-спасательная служба действует в Эстонии. А равно в Венгрии или Чехии.
И это — не фантазии отдельных держав, а всего лишь последствия их интеграции в ЕС. Подобные пожарно-спасательные службы действуют во многих европейских странах, единственным их различием является уровень централизованного подчинения. То есть в небольших европейских государствах, как правило, они имеют статус национальной или государственной службы, а в «федерализированных» державах замыкаются на местном уровне. Например, такая ситуация в Германии, где пожарно-спасательные службы есть не только в отдельных землях, но и городах. Так, пожарно-спасательная служба Гамбурга насчитывает свыше 2000 служащих и около 20 пожарных отрядов, которым оказывают помощь 95 дружин добровольной пожарной охраны. Их задача — не только действия в случае пожара, но и другого чрезвычайного происшествия.
Есть и смешанные системы, по типу США, где параллельно с местными пожарными бригадами функционирует и единое Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях (Federal Emergency Management Agency — FEMA), которое включается при ликвидации последствий аварий и катастроф, с которыми не способны справиться местные власти.
Но куда более интересен пример соседней Польши, к которому, очевидно, и пытаются апеллировать инициаторы ликвидации МЧС Украины.
Здесь создана Национальная пожарно-спасательная служба (NFRS), которая начала функционировать с 1 января 1995 года, но и даже отдельная «чрезвычайная скорая помощь» со статусом отдельной национальной службы — Ratownictwo Medyczne, аналог европейских EMS, которая призвана немедленно реагировать на чрезвычайные вызовы и оказывать доврачебную помощь.
Да, действительно, Министерство внутренних дел и администрации Польши имеет к этим структурным подразделениям прямое отношение. Но нельзя проводить прямую аналогию между этой структурой и МВД Украины. Хотя бы потому, что Министерство внутренних дел и администрации Польши осуществляет надзор полиции, но, например, не контролирует уголовные расследования, которые проводятся исключительно под контролем судебных органов. То есть сама система государственных органов и распределение их полномочий — совсем другие.
В Украине же предлагают не перераспределять структуры и функции, а объединить их максимальное количество «под крышей» МВД, порождая таким образом монстра, эдакое государство в государстве. Или, раз уж речь идет о Европе, инициаторы ликвидации МЧС Украины готовы делать «все как у них», подчинить МВД пожарные и спасательные службы, но лишить функции уголовных расследований? Уверен, что нет — слишком «жирная» это функция, позволяющая МВД иметь свой нынешний вес в структуре государства. В то же время, «европейский путь» заставил бы вместе с переформированием МВД и МЧС реформировать и судебную систему, что уж никак не входит в планы власти, поскольку тут косметической реформой «под себя» явно не отделаться.
Рассказывая о необходимости расформирования МЧС, Балога употребил слово «совок» — мол, Украине нужно отказываться от стереотипов времен Советского Союза. Это — лицемерие высшей пробы, поскольку, как известно, именно при СССР не было никакого МЧС и спасателей как таковых (их заменяли армия и Внутренние войска), а пожарная охрана входила в состав МВД — именно так, как и предлагает сделать сейчас глава МЧС. Именно предлагаемый им вариант расформирования МЧС с передачей пожарных милицейскому ведомству — самый что ни на есть «совковый». И именно от него бежала в свое время Украина, пытаясь идти по европейскому пути и создав МЧС, отобрав таким образом у МВД часть функций.
Остается понять, зачем и кому нужна ликвидация МЧС. Давно ходили слухи, что сам Виктор Балога положил глаз на должность главы МВД. Пока она была занята Анатолием Могилевым, имеющим определенный вес, шансов потеснить его не было. Но сейчас, когда на министра внутренних дел назначили чиновника без серьезной политической «крыши», это стало вполне реальным. Но зачем просто уходить на эту должность из МЧС, когда можно под предлогом «европейской реформы» привести с собой большую часть этого ведомства, дав МВД новые функции (а значит, и вес), а заодно, конечно же, и дополнительное финансирование?
А последнее немаловажно. Сегодня Виктор Балога возглавляет структуру с относительно скромным бюджетом. Так, МЧС в 2010 году получило из госбюджета 3 млрд 918 млн 275,5 тыс грн, в 2011 году — 4 млрд 654 млн 193 тыс грн, а на нынешний 2012 год бюджет ведомства составляет 5 млрд 332 млн 578,1 тыс грн. То ли дело МВД с его бюджетом в 2011 году в 13 млрд. 858 млн. 393 тыс. грн, а в 2012 году — 14 млрд. 434 млн. 644 тыс. грн. А если «прикрепить» к МВД самые «серьезные» структуры МЧС с их финансированием — получается и вовсе неплохо.
Что такое финансирование госструктур — дураку понятно. В первую очередь, это многочисленные тендеры на закупку всевозможных товаров и услуг, на которых чиновники «поднимают» многие миллионы. А как эти самые тендеры проводить с пользой для руководства, у МВД опыт есть, и немалый. По прошлому только году стоит вспомнить и «жемчужные ванны» для «лечения раненых милиционеров», и «VIP-автозаки», и кожаные куртки для гаишников по 4,6 тыс грн. Чем больше структура, тем, понятно, больше объем закупок, а значит, «откатов». В итоге очень неплохие суммы получаются.
Таким образом, создание мега-структуры в виде МВД с влившимися в него частями МЧС — это и серьезная власть, и политический вес (а потребности нынешнего украинского руководства в милицейской силе для удержания власти все выше и выше), и прямые многомиллионные доходы. И если сам Виктор Балога такие расклады называет «примитивным мышлением» — очевидно, кроме этих «бонусов» есть еще какие-то, о которых мы, простые украинцы, даже не догадываемся. Ну что ж, Балоге виднее.
Остается добавить, что глава МВД Виталий Захарченко выдвинул свое видение «поглощения» своим ведомством МЧС. Он также предлагает основные полномочия МЧС и его личный состав передать МВД, увеличив список задач «расширенного» министерства с 81 до 126, включая довольно неожиданные — например, предлагается наделить МВД правом «представлять Кабинет министров в международных организациях и при заключении международных договоров».
Суть всего вышесказанного при этом не меняется, но сам факт такой инициативы Захарченко может свидетельствовать о том, что он не собирается так просто отдавать свой пост Балоге. А потому вместе с расформированием МЧС мы можем смело ожидать большой драки министров за право возглавить новоявленный монстр под названием МВД.
Статейка старенькая, но все же