Идеи с огоньком: МВД о том, как в Украине будут по-новому бороться с пожарами
15.08.2016
Украина продолжает меняться. Советник по вопросам международного сотрудничества главы Министерства внутренних дел Анастасия Деева написала для Platfor.ma о том, какие судьбоносные изменения впереди у этого ведомства: создание добровольных пожарных отрядов и переход от проверок пожарной инспекции к страхованию рисков.
На каждом пути самое страшное – это не препятствия, а демотивация. Из-за нее, да еще и с таким количеством всевозможных бюрократических процедур, можно легко забыть о главном – о стратегических целях. Решение одно – сосредоточено и усердно шаг за шагом двигаться вперед. Маленькие шаги, которые ведут к большим переменам. Маленькие, но стабильные. Возможно, не молниеносные, но уверенные и эффективные.
Я верю, что этот год будет посвящен решению локальных проблем. Мы все и не заметили, как ступили на дорогу децентрализации и дерегуляции. Многие до сей поры не могут понять, в чем дело и для чего это. Но последствия или плоды (зависит от каждого из нас) пожинать будем все вместе. Расскажу немного о конкретных планах, чем будет заниматься министерство в этом году.
Децентрализация
Приходилось ли вам когда-нибудь бывать свидетелем пожара, скажем, в Германии? Америке? Канаде? Так вот, если да, я вам напомню, что вы могли увидеть. Пламя и дым, люди начинают толпиться у горящего здания – и тут будто бы из ниоткуда выскакивает красная пожарная машина. В ней команда из 3-4 человек в форме, которые сразу же занимают позиции. Их главная функция – не потушить пожар, а спасти жизни людей. Спустя несколько минут приезжает вторая машина, побольше, в ней еще четверо. Они также занимают позиции и уже начинают активно бороться с огнем. Если пожар очень сильный, то приедет и третья машина с дополнительной техникой. Так вот, вы удивитесь, но в 80% случаев эти пожарные будут не профессионалами, а добровольцами.
Французский государственный деятель Токвиль писал в «Демократии в Америке»: «Житель Новой Англии привязан к своей общине не столько потому, что он здесь родился, сколько потому, что он видит в ней свободную и сильную корпоративную структуру, частью которой он является и которая заслуживает того, чтобы приложить усилия для участия в управлении ею. В американской общине все заботятся об рассредоточении власти для того, чтобы заинтересовать как можно больше людей в делах общества. Это не просто административное образование, как округ, жителей общины роднят привязанности, воспоминания, общность образа жизни». Писал он о том, что люди в западных странах давно поняли, что они хотят контролировать ресурсы и ситуацию на местах сами и что их персональная безопасность зависит от безопасности их общин. За локальные проблемы мы отвечаем сами и не ждем пока государство решит проблему – доедет до моего городка и уберет мой мусор.
Исторически европейцы развивали культуру пожарной безопасности, создавая добровольческое движение. Добровольцы так же обучены и подготовлены, как и профессионалы, но не находятся на станциях целый день. Они продолжают заниматься своей работой и зарабатывать деньги. Когда звонит пейджер с вызовом о происшествии, они бросают все и бегут на станцию, где берут свою форму, необходимое оборудование и выдвигаются на место происшествия. Причем это может быть не только пожар, но и, например, спасение человека с высоты, оказание первой медицинской помощи, помощь при эвакуации и прочее.
Работодатель это все прекрасно понимает и продолжает платить сотруднику-добровольцу, потому что знает, что об этом договорилось общество и если завтра загорится его предприятие и никто не придет его спасать, то убытки будут намного больше, нежели 11 евро в час, которые он «простил» своему добровольцу. Конечно, случаются разные ситуации: доброволец-хирург, обстоятельства, связанные со здоровьем, и другое. Именно поэтому база добровольцев достаточно большая с расчетом, что если командир пожарного подразделения вызвал 20 добровольцев, то восемь точно прибудут – именно столько нужно для тушения несложного пожара.
В Украине лишь за последние семь месяцев зафиксировано около 36 тыс. пожаров, 41% из которых в сельской местности. Пожарная безопасность страны обеспечивается 1000 профессиональных пожарных команд (34 тыс. человек). При этом 80% оборудования и машин подлежат списанию. Для сравнения, в Чехии численность профессиональных пожарных составляет 10 тыс., а добровольцев – более 350 тыс. Аргументов могу приводить много, но стоит ли? Давайте лучше говорить о решениях.
В контексте процесса децентрализации и создания новых объединенных громад у нас есть уникальный шанс заложить первый кирпичик в нашу же безопасность. Этим мы сейчас и занимаемся. Министерство внутренних дел в лице Cлужбы чрезвычайных ситуаций разработало стратегию по созданию местных пожарных команд в семи пилотных областях – это шаг номер один. Шаг номер два – это создание добровольческих бригад. Почему семь пилотных областей – потому что выбирались дееспособные общины, которые понимают важность реформы и готовы брать на себя финансовые обязательства по созданию пожарных комплексов и их содержание.
Под каждую общину разрабатывается очень подробная аналитическая схема планирования пожарной безопасности, анализируются ее уникальные риски и особенности, предлагаются методологические рекомендации, программа подготовки и обучения как профессиональных пожарных на местах, так и волонтеров. Что мы должны получить в результате? Громаду, в которой есть пожарная станция, оборудование и машина, минимальное количество профессиональных пожарных и максимальное количество подготовленных волонтеров. И все это должно находится в радиусе двадцатиминутного реагирования – для сравнения, сейчас в некоторые села центральная пожарная бригада доезжает за час. Этот процесс по форме напоминает улей. Постепенное нарастание потенциала и главное – правильное распределение ресурсов.
Создание местных пожарных команд совсем не значит ослабление центральных. Мы гордимся нашими сотрудниками, которые каждый день рискуют своими жизнями и спасают чужие. Наоборот, мы стремимся, чтобы такое распределение обязанностей и быстрое реагирование, как на местах, так и в центре позволило нам усиливать их потенциал, обновлять технику, поднимать зарплаты. Проблемы городского уровня, катастрофы и стихийные бедствия должны быть под контролем профессиональных пожарных частей. Поэтому децентрализация здесь не значит сокращение или снятие с себя ответственности. Наоборот, у нас впереди нелегкий путь, который мы должны пройти все вместе.
Это длительная трансформация и сложней всего будет даже не привлечь инвестиции или мотивировать местную власть взять вопрос пожарной безопасности под контроль – тяжелее всего будет изменить сознание людей. Объяснить, почему каждый должен заботиться о своем соседе, как о самом себе. Я верю, что когда этот тумблер переключится в наших головах (возможно, уже в головах наших детей), наша страна станет тем раем, которым не осмеливался ее назвать Тарас Шевченко. Я верю, что мы сможем.
Напишу еще пару слов о волонтерах. В связи с военным конфликтом на востоке страны, с каждым месяцем число демобилизованных ребят увеличивается. Наши герои, которые возвращаются в пустые дома, часто остаются без работы, а еще чаще не знают, как справиться с тяжестью воспоминаний и пережитого. Мы предлагаем героям с фронта стать героями своих громад. Чтобы каждый солдат, который решил стать пожарным волонтером, находил свое место и призвание в обществе, обретал те навыки, которые, возможно, дадут ему новую профессию.
Мы со своей стороны хотим поддержать каждого такого бойца и предложить бесплатную психологическую реабилитационную поддержку, площадку, где брат сможет поддержать брата. Пусть подготовка пожарному искусству станет не просто практикой, пусть она станет действенным инструментом, который поможет изменить жизнь. В Госслужбе чрезвычайных ситуаций работают прекрасные психологи, которые уже в сентябре этого года совместно с НГО «Побратими», занимающейся психологической реабилитацией для военных, проведут специализированный тренинг по поддержке ветеранов АТО, которые хотят стать пожарными. Все это мосты, которые соединяют нас и делают нас сильнее.
Дерегуляция и антикоррупция
Еще одна важная составляющая нашей трансформации – это реформа пожарной инспекции. Если пожарные у всех ассоциируются с чем-то героическим, то пожарная инспекция, увы, нет. Как и во многих странах, она часто вовлечена в коррупционные скандалы и почитается вымогателем у малого и среднего бизнеса. Можно много спорить, но одно правило остается заповедным - государство не должно мешать бизнесу развиваться.
Мы выбрали следующую стратегию: пересмотреть классификатор риска. То есть выяснить, какие предприятия по-настоящему относятся к категории высокого риска, а какие нет – и постепенно отдать предприятия малого и среднего риска игрокам открытого рынка – страховым компаниям. Мы делаем все возможное, чтобы уже в 2017 году была возможна альтернатива: застраховался – тебя инспекция не проверяет.
Создана рабочая группа, в которую вошли представители Лиги страховых компаний, крупных украинских и международных страховых представительств, Госслужбы чрезвычайных ситуаций. Сейчас совместными усилиями разрабатываются те принципы регулирования, во главе которых в первую очередь стоят интересы гражданина-предпринимателя. От страховых компаний мы ждем высокого качества пожарного аудита и рекомендаций для бизнеса. Эта реформа не только должна снять тяжесть проверок, но и мотивировать человека по-настоящему беспокоиться и принимать меры для безопасности на своем предприятии. Как и во многих странах мира, за пожарной инспекцией останутся функции надзора за предприятиями высокого риска и государственными учреждениями. Если пилотный проект покажет качественные результаты, мы будем предлагать парламенту варианты, как институционализировать эту модель.
Это лишь часть работы, которой мы занимаемся и которую начнем воплощать уже в этом году. Я верю, что впереди Украину ждут трансформации, которые будут начинаться с местных общин. Решение локальных проблем – шаг на пути решению глобальных. Реформа – это люди. В них нужно вкладывать ресурсы, обучать, давать необходимые условия и климат для работы, мотивировать.
Министерство внутренних дел, по моему мнению, переходит на фазу трансформации, а не реформации. На примере пожарной безопасности и решений, которые мы предлагаем для общин, я пыталась показать, как каждый из нас может помочь друг другу и сделать вклад в развитие нашей страны. Мы все острова – наши действия либо отдаляют нас друг от друга, либо объединяют и делают сильнее. Нам решать, какими мы будем завтра.
http://opinion.platfor.ma/transformatsiya-reformy/