ВЗРЫВАТЕЛИ НЕМЕЦКИХ АВИАБОМБ
Взрыватели служат для приведения в действие авиационных бомб в наиболее выгодный с точки зрения эффективного использования их момент.
В немецких авиабомбах применяются взрыватели электрические и механические.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВЗРЫВАТЕЛИ Принцип действия и принципиальная схема
Действие электрических взрывателей основано на использовании тепла, выделяющегося при прохождении электрического тока по проводнику, для нагревания легко воспламеняющегося пиротехнического состава до температуры вспышки.
Принципиальная схема электрического взрывателя показана на рис. 12.
Перед сбрасыванием бомбы с самолёта аккумуляторный конденсатор АК через утопленный плунжерный контакт ПК включается в цель источника постоянного тока (зарядного устройства) и заряжается. При этом запальный конденсатор ЗК выключается из цепи, так как нижние скользящие контакты попадают на изоляцию - плунжерного контакта. Этим обеспечивается безопасность самолёта, ибо в случае наличия электрического заряда на обкладках запального конденсатора взрыватель сработает от любого
случайного сотрясения и вызовет взрыв бомбы непосредственно под самолётом.
После зарядки аккумуляторного конденсатора бомба отрывается от самолёта. При этом плунжерный контакт приподнимается, и запальный конденсатор включается в цепь аккумуляторного конденсатора.
Во время падения бомбы электрический заряд с аккумуляторного конденсатора через сопротивление К постепенно перетекает на запальный конденсатор, заряжая его до запального напряжения порядка 35—40 вольт. Время достижения запального напряжения на запальном конденсаторе, или, другими словами, время взведения взрывателя, зависит от величины сопротивления R ёмкостей аккумуляторного и запального конденсаторов и величины напряжения зарядного тока: чем больше сопротивление К и чем больше запального конденсатора, тем
Цепь, состоящую из запального конденсатора, запала 3 и замыкателя ЗМ, то запальный конденсатор разрядится через запальный мостик. Последний разогреется до температуры вспышки воспламенительного состава, который взорвётся и передаст луч огня детонатору, тем самым вызвав взрыв бомбы.
Конструктивное оформление
Немецкий электрический взрыватель (рис. 1З) представляет собой цилиндр диаметром 50 мм
Длина корпуса у большинства взрывателей равна 105 мм. Некоторые взрыватели имеют удлинённый корпус, другие — укороченный. \
Внутри корпуса помещаются все детали электрической схемы взры
Рис 13 Внешний вид электрического верхней части взрывателя взрывателя имеется головка, в которой помещаются два или один плунжерных контакта, служащие для зарядки конденсаторов взрывателя.
Для включения конденсаторов в цепь зарядного устройства самолёта плунжерные контакты утапливаются вниз доотказа.
На верхней крышке корпуса взрывателя против направляющего штифта выбита соответствующая маркировка. У взрывателя ЕL.А.Z.С50 [15] маркировка в виде исключения выбрита (На поверхности головки (рис. 14).
На боковой поверхности буртика корпуса имеется направляющий штифт, который при закреплении взрывателя в запальном стакане бомбы фиксирует его всегда в определенном положении — направляющим штифтом к головкой части бомбы.
В нижнюю часть взрыва-геля ввёрнут стаканчик с | инициирующим взрывчатым | веществом, называемый детонатором.
Взрыватель помещается в запальном стакане бомбы и закрепляется при помощи одного или двух колец.
| В некоторых бомбах крупного калибра взрыватели снабжаются дополнительными головками, играющими роль удлинителей. Эти головки укрепляются сверху обычных взрывателей и имеют маркировку III. Иногда головки взрывателей бывают покрыты алюминиевыми колпачками с надписью "Карре vor Веlаdеп entfernen" что означает «снять колпак перед подвешиванием». С этими колпачками взрыватели хранятся на складах во избежание попадания влаги в конденсаторы, и наличие их на. взрывателях сброшенных бомб является результатом технического недосмотра.
Классификация электрических взрывателей
Немецкие электрические взрыватели подразделяются на три типа: ударного действия, дистанционного действия и специального назначения.
В каждом из этих типов имеется по нескольку марок взрывателей, отличающихся один от другого деталями электрических схем, обусловливающих те или иные тактические особенности каждой марки.
Электрические взрыватели ударного действия
В электрических взрывателях ударного действия замыкатель запальной цепи устроен так, что производит замыкание цепи только при сотрясении бомбы и, в частности, при ударе её о препятствие после сбрасывания с самолёта.
Замыкатель выполнен из тонкой стальной проволоки, один конец которой укреплён, а другой, оканчивающийся спиралью или шариком, свободен и проходит внутри металлического колечка.
При сотрясении бомбы свободный конец замыкателя приходит в колебательное движение и, касаясь стенок кольца, замыкает электрическую цепь. Такой тип замыкателя называется вибрационным.
Кроме вибрационных замыкателей, в некоторых типах электрические взрырателей ударного действия встречаются пневматические замыкатели.
Немецкие электрические взрыватели ударного действия имеют маркировку EL.A.Z. (первые буквы немецких слов «Еlektrishce Aufschlang Zunder», что в переводе на русский язык означает: «электрический взрыватель ударного действия»). Вслед за этим обозначением ставится цифра, обведённая кружком, обозначающая марку взрывателя, и та или иная дополнительная маркировка, обозначающая заводскую партию и год изготовления1.
Известны электрические взрыватели ударного действия:
EL.A.Z. С50 Т, EL.A.Z. С50 15 , EL.A.Z. 25,
В, EL.A.Z. А, EL.A.Z. 28 В-2, EL.A.Z. 28 В6, EL.A.Z. ]35[, EL.A.Z. |38|, EL.A.Z. 55
Все эти взрыватели применяются в фугасных авиабомбах. Возможно также3 их применение и 'в химических бомбах ударного действия.
Взрыватель EL.A.Z. С50 [15] является типичным представителем электрических взрывателей ударного действия. Электрическая схема его приведена на рис. 15
Р и с» 15. Электрическая схема взрывателя EL.A.Z. С50 15]
Взрыватель имеет два аккумуляторных конденсатора АК-1 и АК-2 и три запальных ЗК-1, ЗК-2 ЗК-3. Запальный конденсатор ЗК-1 включён в цепь мгновенного, действия. Он заряжается от аккумуляторного Конденсатора АК-1 через сопротивление 60 мегом. Время зарядки его до запального напряжения (или время взведения) составляет 7-8 секунд. От аккумуляторного конденсатора АК-2 заряжаются запальные конденсаторы ЗК-2 и ЗК-3, первый рез сопротивление 17 мегом, а второй через сопротивление 47 мегом, соответственно чему время взведения их равно 1-11 и 3-4 секундам. Запальный конденсатор ЗК.-2 включён в цепь; замедленного действия с временем замедления 9 секунд, а ЗК-3 — в цепь с замедлением 0, 1 секунды/
При сбрасывании бомбы с самолёта по желанию лётчика электрический заряд может подаваться или одновременно на оба плунжерных контакта, или же на какой-либо один.
Если электрический заряд подан на плунжерный контакт /, то зарядится только аккумуляторный конденсатор АК-1. Во время падения бомбы от него будет заряжаться запальный конденсатор ЗК-1, время взведения которого равно 7—8 секундам.
В этом случае при сбрасывании бомбы с малых и средних высот, когда время падения её меньше 7—8 секунд, запальный конденсатор к моменту удара бомбы о землю не, успеет зарядиться и бомба при падении не взорвётся.
Спустя несколько секунд после падения запальный конденсатор дозарядится до запального напряжения и при последующем сотрясении вызовет взрыв бомбы в случае сбрасывания бомбы с большой высоты, когда время падения её больше 7 секунд, запальный конденсатор успеет зарядиться до запального напряжения и вызовет взрыв бомбы в момент удара её о преграду, поскольку он включён в цепь мгновенного действия.
Если электрический заряд подан только на плунжерный контакт //, то зарядится аккумуляторный конденсатор АК-2. Во время падения бомбы от него будут заряжаться запальные конденсаторы ЗК-2 и ЗК-3.
В этом случае при сбрасывании бомбы с малой высоты, когда время падения её меньше 3—4 секунд, к моменту удара её о землю успеет зарядиться только запальный конденсатор ЗК-2, и бомба взорвётся только через 9 секунд после удара. Этим обеспечивается безопасность самолёта от поражения его осколками сброшенной с бреющего полёта бомбы.
При бомбометании со средних и больших высот успеют зарядиться оба запальных конденсатора ЗК-2 и ЗК-3, и бомба взорвётся через 0, 1 секунды после удара, так как запал 3-3 быстрее передаст луч огня детонатору, чем запал 3-2.
Если электрический заряд перед сбрасыванием бомбы подан на оба плунжерных контакта, то зарядятся оба аккумуляторных конденсатора АК-1 и АК-2, а от них будут заряжаться все три запальных конденсатора.
В этом случае при бомбометании с малой высоты, когда время падения бомбы меньше чем 3- секунды, к моменту удара её и землю успеет зарядиться только запальный конденсатор ЗК-2, а конденсаторы ЗК-1 и ЗК-3 не успеют принять запальное напряжение. Бомба взорвётся только через 9 секунд после удара о землю.
Если время падения бомбы больше 3 секунд, но меньше 7 секунд, то к моменту удара её о землю зарядятся два запальных конденсатора: ЗК-2 и ЗК-3. При сотрясении бомбы сработают одновременно запалы в обеих цепях замедленного действия, но третья запальная цепь, имеющая меньшее замедление, чем вторая, быстрее передаст луч огня к детонатору, и бомба взорвётся через 0, 1 секунды после удара о препятствие.
При сбрасывании бомбы с большой высоты, когда время падения её больше. 7 секунд, к моменту удара её о землю успеют зарядиться все три запальных конденсатора. При сотрясении бомбы сработают все три запала, но запал в цепи мгновенного действия сразу передаст луч огня к детонатору, и бомба взорвётся мгновенно при соприкосновении с преградой.
Электрические схемы взрывателей ударного действия остальных марок отличаются от описанной отдельными деталями (количество и ёмкости конденсаторов, величины сопротивлений, конструкций замыкателей и т. п.), обусловливающими различные тактические особенности каждой марки
НА ВЗРЫВАТЕЛЕ (СМ. ФОТО)отсутствуют плунжерные контакты, и сам конденсатор не мог на протяжении 70 лет после ВОВ сохранять необходимое для инициирования детонатора напряжение-----поэтому рассказы о великой опасности согласно законов физики не имеют под собой основания