Корреспондент: Птицы высокого полета
20 марта 2009, 13:22
]]>
Кристина Бердинских
]]>
Комментировать Украинская элита меняет джипы на частные самолеты
Корреспондент Украинские богачи ударными темпами - с ростом в 25-30% за год - закупаются частными самолетами и вертолетами. Кому-то они нужны для экономии времени, кому-то для самоутверждения.
У киевского мэра Леонида Черновецкого недавно "отросли" крылья – он купил себе личный самолет и вертолет. Что именно приобрел мэр – модель, марку воздушного транспортного средства – Черновецкий не запомнил, лишь рассказал журналистам, что цена на них – "самая дорогая".
Все это – не очередной анекдот о столичном градоначальнике, а проза жизни богатых и знаменитых украинцев. Многие из них уже давно обзавелись собственным авиапарком.
Главное преимущество такого непривычного транспорта, по словам владельцев, - экономия времени, которое для таких людей дороже, чем расходы на содержание авиапарка. "Иногда за день на своем самолете по делам я могу совершить три перелета: из Киева в Москву, из Москвы в Питер, из Питера в Женеву", - рассказывает Корреспонденту по телефону из Вены Евгений Черняк, владелец ТМ Хортица. В столицу Австрии он прилетел на своем беленьком девятиместном Hawker-850 стоимостью в $ 15 млн.
Среди украинских бизнесменов и политиков иметь крылья – это даже не необходимость, а мода. "Уж кто только в прошлом году ни покупал самолеты. Такое ощущение, что они стали атрибутом", - говорит Юрий Гребенкин, генеральный директор Центра деловой авиации. И добавляет, что до кризиса парк частных самолетов в стране ежегодно увеличивался на 25-30%.
Встали на крыло
"В Украине вертолет – это признак стиля. А самолет сродни автомобилю. Просто транспорт. Поэтому самолеты покупают чаще", - уверен Геннадий Хазан, 43-летний львовский бизнесмен. Свой первый четырехместный самолет Як-12а он купил 8 лет назад по дешевке – за несколько тысяч долларов. И скорее не в качестве транспортного средства. Душа легла к Яку из-за его пенсионного возраста – он 1960 года выпуска. "Таких в мире штук 15 летающих осталось", - хвастается Хазан. У него уже есть и второй самолет – 1962 года. Таких крошек - легких самолетов и вертолетов - сегодня в Украине зарегистрировано около 168, по данным государственного реестра гражданских летательных судов.
Но все это – небольшие небесные странники, часто с поршневыми двигателями, способные летать на расстояние до 300 км. А вот корпоративные самолеты – реактивные или турбовинтовые – это птицы совсем другого полета. Их точное число неведомо отечественным фискальным и прочим официальным органам. Хотя именно корпоративная авиация, которая обслуживает владельцев бизнеса и топ-менеджмент корпораций, в Украине, по словам Гребенкина, развита лучше других видов приватного самолетовладения.
Дело в том, что дорогие "крылья" иностранного производства местные толстосумы регистрируют за рубежом, в странах с либеральным законодательством. Они не готовы платить 20% НДС государству за свой воздушный флот, ведь в результате выходит астрономическая сумма. Если поршневой самолет стоит несколько сот тысяч долларов, максимум до миллиона, то цена на крылатый бизнес-класс "стартует" от $ 5-6 млн и до $ 40-45 млн.
Ко всему, те, кто имеет в своем распоряжении большие воздушные суда, обязаны ставить их на учет в авиакомпании. Поэтому счастливые обладатели таких "птичек" или заключают договора с существующими перевозчиками, или покупают-создают свою авиакомпанию. Это еще более усложняет вопросы собственности в отечественном авиаделе.
В итоге публичных самолетовладельцев в стране не так уж и много. Например, собственник СКМ и депутат-регионал Ринат Ахметов бороздит небо на двух самолетах: бизнес-джете Dassault Falcon 900 на 15 посадочных мест (цена на авиарынке около $ 30 млн) и Airbus 319, вместительностью до 140 человек (его эксперты оценивают в $ 63 млн). У основного акционера международной инвестиционно-консалтинговой группы EastOne и самого известного украинского мецената Виктора Пинчука стоит на аэродроме Global Express разработки канадской фирмы Bombardier стоимостью в $ 40-50 млн. Железная птица этой же фирмы обитает и в "гнезде" главы финансово-промышленной группы Финансы и Кредит бютовца Константина Жеваго. У него есть еще и вертолет Agusta A 109, ценой в несколько миллионов долларов.
Для больших мальчиков
О бизнес-джете – дорогом деловом самолете, которому отдают предпочтение крупные украинские бизнесмены, Хазан думает, что "большим мальчикам – большие игрушки".
Игрушки эти не шуточные. Ежегодное содержание самолета стоимостью в $ 6 млн при более или менее регулярном его использовании обойдется его владельцу примерно в половину его стоимости, уточняет Гребенкин из Центра деловой авиации.
"Крылья" нужны этим бизнесменам совсем не для игр. Свой самолет стоит покупать в том случае, когда человек проводит в воздухе 200 и более часов в год. Шахреддин Аскеров, президент авиакомпании Аэростар, объясняет это на примере самолета Falcon 2000 ценой около $ 30 млн. Стоимость одного его летного часа – это порядка $ 1,5 тыс. Долететь в Париж на нем можно за 2,5 часа. Туда и обратно дорога обойдется в $ 7,5 тыс. "Но при этом ты летишь на своем самолете туда, куда ты хочешь, и когда ты хочешь, и можешь взять с собой, к примеру, до десяти человек. Для них билет тогда получается по $ 750 – дешевле, чем билет в бизнес-класс", - отмечает эксперт.
Евгений Черняк, говорит, что как большую игрушку свой Hawker ни при покупке, ни после нее не воспринимал. По его словам, для него было главное, чтобы самолет был скоростным и высоко летал. "Никакого пижонства – чистая функциональность", - уверяет бизнесмен и добавляет, что в его самолете нет излишеств по типу выдвигающейся двухспальной кровати, а есть лишь девять кресел и небольшой столик для переговоров.
В фаворе у отечественных богачей и геликоптеры. "Вертолет изменил мою жизнь!" - восклицает Евгений Червоненко, первый зам киевского мэра. Чуть более года назад он расстался со своим любимцем – французским многоцелевым военным вертолетом SА-341F 60-х годов прошлого века, но только для того, чтобы купить новый – двухдвигательный AS-355 F1, который стоит чуть более $ 3,5 млн.
Червоненко рассказывает, что при его плотном рабочем графике, вертолет – всегда палочка-выручалочка не только в работе, но и для организации досуга. "В прошлые выходные в семь утра я был еще в Киеве, а в девять уже катался на лыжах в Буковеле [карпатский горно-лыжный курорт]", - говорит он.
Принадлежность его AS-355 F1 легко заметна со стороны. Если на старом вертолете красовался счастливый номер 0007, то новый имеет яркую красно-желтую окраску и логотип Prime Yalta Rally - гонок, которые ежегодно летом организовывает в Крыму Червоненко.
Логотипы – фишка, присущая и другим владельцам дорогих "крыльев". Например, самолет Черняка можно узнать по надписи на борту Хортица, а Як-40 Андрея Задорожного, владельца сети ресторанов Козырная карта – по характерной сердечной эмблеме этой сети. На хвостовом оперении самолетов Ахметова (принадлежат иностранной компании, бенефициарием которой он является) – сокращение ARL (Ахметов Ринат Леонидович) – на Airbus 319 и SCM - на Falcon.
Такая логотипомания, по мнению экспертов, - лишний повод заявить не только о себе, но и о своих предприятиях-компаниях.
Некоторые из украинских авиасобственников пытаются даже пересесть из салона за штурвал. Фанат гонок Червоненко, например, брал специальные уроки у профессионального пилота. Но уйти в одиночку в небо ему не позволяют законы. Ведь чиновникам 1-3-го ранга в Украине позволено быть лишь вторым пилотом. Зато Хазану из Львовской области никакие ранги не мешают. Он говорит, что стал едва ли первым в Украине частным пилотом своего крылатого друга, осуществил детскую мечту.
Владельцы более дорогих самолетов осторожнее. Черняк рассказывает, что за штурвалом его Hawker находятся пилоты с 15-летним стажем, которых он даже в свое время отправлял для повышения квалификации на стажировку за границу.
Несмотря на то, что отечественная частная авиация прочно встала на крыло, ей далеко до сервиса мирового уровня. К примеру, у американского киноактера Джона Траволты два его самолета припаркованы прямо возле дома. "Птицы" украинских владельцев пока стоят в аэропортах, в основном – в киевских Борисполе и Жулянах. Подобная стоянка не из дешевых: например, для Як-40 месячный простой в аэропорту стоит $ 2 тыс.
С наступлением кризиса продажи авиатехники практически остановились, говорят в авиакомпаниях. Но эксперты добавляют, что все, кто хотел побаловать себя частными крыльями, это уже сделали. А некоторые даже успели в своей покупке разочароваться. Задорожный рассказывает, что его Як-40 уже полгода стоит чистеньким и помытым на цепочке в Жулянах. По новым правилам, к этой модели нужно приобрести навигационное оборудование, которое стоит даже больше чем самолет. "Покупка была ошибкой. Проще и дешевле брать самолет в аренду", - уверен бизнесмен. Радости от приобретения крылатой собственности он так и не почувствовал.
Эта статья опубликована в №10 журнала Корреспондент за 20 марта 2009 года.
Отредактировано Димитрий (16-03-2011 18:49:25)