Огненная смерть дома Руссова
Прощай, легенда! Очевидцы утверждают: уникальное здание подожгли. Власти же обещают заново отстроить дом
В четверг вечером несколько пожарных частей города были подняты по тревоге: в 21.15 загорелась архитектурная достопримечательность Одессы — дом Руссова. На Соборку выехали 12 пожарных машин и восемь вспомогательных спецавтомобилей МЧС, однако спасти уникальное строение не удалось — дотла выгорели несколько этажей, рухнули межэтажные перекрытия и крыша. Относительно целым остался лишь первый этаж, где находится знаменитая аптека Гаевского.
В одесском УМЧС термина «поджог» стараются избегать. «Подожгли дом или нет, могут сказать только правоохранительные органы, которые уже расследуют причины ЧП. Мы лишь можем сказать, что основная предварительная версия пожара в доме Руссова — привнесение огня снаружи», — пояснил помощник начальника МЧС в Одесской области Сергей Дидковский. В милиции в свою очередь говорят, что расследование начнется только по итогам заключения пожарников.
Между тем большинство простых одесситов уверены в том, что дом подожгли злоумышленники, которым выгодно расчистить лакомое местечко в центре города для строительства. Водитель такси Олег Камряев рассказал «Сегодня», что перед пожаром на крыше дома он видел каких-то людей: «Я ожидал пассажиров напротив аптеки Гаевского около пяти часов вечера. Подняв голову, заметил, что по крыше лазили мужики с ведрами». Однако местные жители допускают, что Олег видел реставраторов.
Очевидцы сходятся в одном: спасатели явно не спешили приступать к ликвидации огня. Как признались нам сотрудники МЧС, тушить начали с опозданием. По словам Сергея Дидковского, в здании вовремя не отключили электричество. «По инструкциям посылать людей в огонь запрещено, если не отключены силовые кабели. Пожарники прибыли на место через несколько минут после сигнала. Но еще некоторое время не могли приступить к работе. Сотрудники РЭС не выполнили свои обязанности», — возмущается представитель МЧС. В Северном РЭС о причинах опоздания аварийщиков говорить отказались. А очевидцы пожара говорят: в то время как верхние этажи вовсю полыхали, в аптеке Гаевского еще около часа горел свет, и продавцы продолжали отпускать лекарства.
По словам местного жителя Игоря Малорана, когда дом загорелся, один из членов его семьи остался в квартире. Однако преставители МЧС заверили нас, что при расчистке завалов людей найдено не было. Поэтому жертв нет. Всего же в здании на момент ЧП неофициально проживали около 12 человек — их временно определили в общежитие. Соседние дома не пострадали.
Мэрия обещает восстановить дом. Эдуард Гурвиц напомнил, что буквально несколько дней назад было принято решение о его реконструкции силами города. «Через два дня после этого произошел пожар, — констатирует мэр. — Его причины устанавливаются. Пожарные работали плохо. Мы сделаем все необходимое для консервации здания дома Руссова, чтобы в дальнейшем провести реконструкцию. Дом Руссова — это достояние всего города, и он, несомненно, будет восстановлен в первозданном виде».
ДОМ ЕЩЕ МОЖНО СПАСТИ
В субботу в два часа дня на Соборке собрались неравнодушные к судьбе уникального памятника горожане, которые собрали подписи под обращением к властям с требованием восстановить дом Руссова. «Если приступить сразу же, дом можно спасти», — заключил народный архитектор Украины Владимир Глазырин. Пожар стал точкой в долгой истории разрушения здания, построенного в 1897 году. Его собирались реставрировать с начала 90-х, однако у города постоянно не хватало на это денег.