ПЕТУХ ГАМБУРГСКИЙ
(киношная байка)
Во время съемок известного художественного фильма «Джентльмены удачи» Евгений Леонов, как известно, играл сразу две роли: добродушного директора детского садика Трошкина и отпетого бандита по кличке Доцент.[align=center]
Застенчивый и интеллигентный по своей натуре актер, несмотря на свой незаурядный талант, очень стеснялся «ботать по фене» на съемочной площадке.
И это несмотря на то, что к тому времени Леонов уже успел засветиться своим голым задом в кинокомедии «Полосатый рейс».
Чего только не выдумывали создатели картины Александр Серый и Георгий Данелия, чтобы «раскрепостить» своего звездного актера! Даже брошенная по ходу съемки Радиэру Муратовым (Али Баба) на ногу Леонову тяжелая чугунная батарея (хитрый тактический ход режиссера) лишь ненадолго привела звезду советского кино в необходимое для создания образа состояние.
Все решил случай. Часть картины снималась в Узбекистане, где стояла сумасшедшая жара. Как-то Леонов и Муратов пошли в ближайший пивной ларек за пивом для всей киношной братии. В небольшом узбекском селе не смотрели художественных фильмов, поэтому известным актерам пришлось около двух часов простоять в длиннющей очереди за прохладительным напитком.
Когда изможденные от изнурительной среднеазиатской жары Леонов и Муратов уже были готовы заполучить вожделенное пиво, прямо перед ними без очереди вырос туземец в грязном халате и засаленной тюбетейке.
Нагло схватив стоящий на прилавке пенный бокал, узбек жадными глотками принялся опустошать его содержимое
Евгений Леонов мучительно смотрел, как исчезает животворящая жидкость в утробе наглеца и продолжал, молча бороться со своей врожденной интеллигентностью.
Узбек неторопливо допил первый бокал, смачно отрыгнул в сторону актеров и потянулся за вторым.
И вот тут, Доцент, наконец-то, положил на обе лопатки застенчивого директора детского садика. Такого изысканного трехэтажного мата узбекское село не слышало ни долгие столетия до, ни многие годы после.
Как вспоминает Муратов выражение «пасть порву» было самым мягким и литературным из тех, что выплеснул в толпу Евгений Павлович.
После этого случая все пошло, как по маслу. Если Данелия замечал, что Леонов начинает терять концентрацию и «филонит» в роли уголовника, то тут же напоминал ему про узбекское пиво.
Эффект всегда был просто потрясающий!
Между тем съемки этой замечательной комедии одно время находилась даже под угрозой полного срыва. Это было в период проведения февральских съемок в Москве, когда по сценарию картины группа беглых заключенных скрывается в заброшенном жилом доме.
[align=right][align=right] Внезапно на съемочную площадку с проверкой нагрянул столичный государственный пожарный надзор, который выявил множество нарушений правил пожарной безопасности и подготовил на имя директора картины строгое предписание.
Кроме этого, пожарные инспектора наклеили на строительные вагончики, в которых временно проживала съемочная труппа, типовые противопожарные листовки с изображением воинствующего красного петуха, распустившего свой огненный хвост над незамысловатым типографским текстом.
Обнаружив одну из таких листовок даже на объективе главной кинокамеры, Георгий Данелия просто взорвался.
- Это еще что такое?
Евгений Леонов (он же Доцент), под хохот коллег, отреагировал по сценарному тексту игрового эпизода
- Петух гамбургский!
Сделав пару нужных телефонных звонков, Георгий Данелия досрочно закончил проверку пожарных на самом интересном месте, и продолжил съемку.
Съемки картины, как вы помните, проходили зимой, Продрогшим актерам приходилось делать по несколько дублей каждого игрового эпизода, поэтому некоторые потихоньку согревались горячительными напитками. Тяжелее всего приходилось Григорию Вицину (Хмырь), который, на тот момент, вообще не употреблял алкоголь. При этом он еще и всячески подчеркивал свое неудовольствие от общения на одной площадке с не совсем трезвыми партнерами.
В один из очень морозных дней (пока Крамаров, Леонов и Муратов грелись крепким вином) Григорий Вицин потихоньку развел в дальнем углу заброшенного здания небольшой костерок, где и спасался от холода вместе с женщинами-костюмерами. В этот момент на площадку приехал Александр Серый с долгожданной денежной премией для всей съемочной группы. Естественно, что все участники картины бросились выстраиваться в длинную очередь к машине режиссера. Поспешил за своей долей и Вицин, опрометчиво оставив без присмотра дымящиеся поленья.
Подхваченные порывистым ветром искры от костра перебросились на деревянные балки дома, и в тот момент, когда актеры пересчитывали свои кровные рубли, огонь уже охватил значительную часть здания.
Пока, приехавшие на вызов, пожарные безуспешно пытались спасти пылающий дом, Савелий Крамаров (Косой) наброс[align=center]ился на Григория Вицина, отвешивая твердыми ботинками увесистые пендали.
- Лучше бы ты сто грамм с нами выпил, редиска!
Главный режиссер картины, как истинный профессионал, не растерялся, и тут же отдал оператору команду «Мотор!». Драка взрослых дядек, наряженных в пестрые платки и нелепые женские шубы, на фоне пылающего в центре Москвы двухэтажного дома, выглядела, действительно, не только смешно, но и очень эффектно.
Весь эпизод (снятый без единого дубля!) впоследствии был включен в кинокартину. Правда, по отредактированному сценаристом Викторией Токаревой сюжету причиной пожара стал неисправный примус, да и колотили Хмыря уже не за неосторожное обращение с огнем, а за украденный из «общака» червонец.
Данелия и Серый были вне себя от радости по поводу нежданной творческой находки,, но тут на съемочной площадке опять появились представители пожарной инспекции.
Государственный пожарный надзор припомнил дружескому режиссерскому тандему все сразу.
И гамбургского петуха, и телефонные звонки руководству и даже дерзкое надругательство над пожарной экипировкой. Оказалось, что знаменитый шлем Александра Македонского был изготовлен из обычной пожарной каски, которую покрыли золотистой краской и добавили по бокам причудливые вензеля, напоминающие рожки молодого бычка.
Чтобы сесть за стол мирных переговоров и продолжить съемку картины, Георгию Данелия пришлось задействовать свои связи на самом высоком правительственном уровне.
В конце концов, конфликт удалось решить, но руководство пожарной охраны г. Москвы выдвинуло конкретное условие-ультиматум. В финале картины главный герой директор детского садика Трошкин должен обратиться к уголовникам с проникновенной речью на противопожарную тематику. При этом в нем должно было быть указано на необходимость осторожного обращения с огнем и неотвратимости наказания лиц, нарушающих правила пожарной безопасности. Только это, по мнению московских пожарных, могло хоть как-то компенсировать моральное унижение государственного надзорного органа.
Подобный ход не совсем гармонировал с комедийным жанром «Джентльменов удачи», но находчивая Виктория Токарева сумела изменить одну из заключительных сцен фильма, одновременно удовлетворив и требование пожарных, и не нарушив стилистику картины в целом.
Поэтому в финале фильма герой Евгения Леонова, как все мы помним, обращается к своим подельникам со следующей фразой.
- Слушай мою команду! Руками ничего не трогать, огонь не разводить! А не то я вам моргалы выколю, пасти порву, и носы по откушу. Ясно?
Даже теперь, по прошествии многих лет, это «профилактическое» обращение продолжает звучать достаточно убедительно.
[/align][/align][/align][/align]
Отредактировано ИГОРЬ ГОНЧАРЕНКО (22-06-2015 13:50:35)